СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ
В современной школе штат педагогов обычно усилен такими специалистами, как психолог и логопед. Но есть в школе и другие специалисты, работа которых необходима для полноценного обучения и воспитания учеников. Это социальный педагог.
Кто это такой?
Социальный педагог – это учитель, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается ребенок и другими организациями. Обычно на эту должность назначают одного из обычных учителей.
Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.
Для чего нужен социальный педагог?
Работа социального педагога в школе заключается в постоянном контакте и связи с такими группами, как:
дети из «группы риска»;
родители;
правоохранительные органы;
социально-незащищенные семьи учащихся;
педагогический коллектив.
В должностные обязанности социального педагога в школе обычно входит:
создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность;
организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»;
защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
организация профилактики употребления психоактивных веществ.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции);
собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.
Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:
социализации подростков;
профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
пропаганде здорового образа жизни;
организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.
Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, школьникам очень нужна социально-психологическая помощь.